Марис Янсонс — человек мира и Санкт-Петербурга

А моя внучка Настя

В дни юбилея города после долгого перерыва знаменитый дирижер снова выступит в Большом зале Филармонии

 

Марис Янсонс в год своего 60-летия первым из российских дирижеров получил медаль Ханса фон Бюлова — высшее отличие Берлинского филармонического оркестра, с которым он связан уже полжизни. С этой наградой юбиляр прилетел в Петербург, чтобы перевести дух. Мы встретились в его просторной квартире на набережной Фонтанки.

 

Оказалось, что такой же серебряный диск с профилем основателя Берлинского оркестра фон Бюлова был вручен в свое время и великому Караяну. В молодости Марис брал у него уроки в Зальцбурге.

 

— Караян напоминал мне большую птицу, которая парит над миром и видит все сверху гораздо шире, чем мы, копошащиеся на земле. Репертуар его был необъятен. Причем дирижировал он не только наизусть, но еще и с закрытыми глазами. А музыканты на его концертах буквально перепиливали инструменты — такая мощная энергия шла от этого человека, — вспоминает Марис Янсонс.

 

С юных лет Марису везло с учителями. Достаточно назвать еще хотя бы два имени: Николай Рабинович — в Консерватории, и Евгений Мравинский — в Филармонии.

 

— Потрясающими уроками Мравинского были его репетиции, которые я помню до сих пор. Но мне среди недосягаемых авторитетов хотелось доказать, что я сам по себе что-то значу. Только после победы на конкурсе «Фонд Герберта фон Караяна» я немного успокоился.

 

А началась международная известность Мариса, сына выдающегося дирижера Арвида Янсонса, с «норвежского чуда», как назвали феноменальный творческий взлет Филармонического оркестра Осло. Возглавив в 1979 году скромный по уровню коллектив, дирижер на пятом году контракта заставил говорить об этом оркестре всю Европу. Такой резонанс вызвали записанные им с оркестром Осло симфонии Чайковского.

 

Марис Янсонс исполняет за рубежом много русской музыки, в том числе и современной. Так, в нынешнем сезоне в Питсбурге он представил ряд произведений Родиона Щедрина, в том числе и посвященную дирижеру сюиту из оперы «Лолита». Вышла пластинка с записью этих сочинений. А на концерте в Карнеги-холле (Нью-Йорк) под управлением Янсонса прозвучал новый опус Щедрина «Диалоги с Шостаковичем».

 

Интересуюсь у Мариса — кто же он в своем нынешнем положении: человек мира или петербуржец?

 

— Петербуржец, — отвечает он, не колеблясь. — Здесь на Васильевском острове живет моя мама, которая посвятила мне всю свою жизнь. В Мариинском театре работает аккомпаниатором моя дочь Илона. А моя внучка Настя поет в детском хоре Мариинки и выходит на эту великую сцену в массовках. В этом городе я получил образование, о котором можно только мечтать. Я благодарен Петербургу за многое, не мыслю своей жизни без него.

 

В нынешнем сезоне Марис Янсонс уже не раз появлялся в Большом зале Филармонии, но пока — как слушатель. Петербуржцы заждались его концертов. Да он и сам соскучился по заслуженному коллективу России академическому филармоническому оркестру, с которым связано столько воспоминаний! Маэстро выступит с этим коллективом 24 мая в праздничной программе, посвященной 300-летию Петербурга. Но хочется надеяться, что имя Мариса Янсонса будет появляться на петербургских афишах не только по праздничным датам.

 

Досье «КП»

 

Народный артист России Марис Янсонс родился в 1943 году в Риге. С отличием закончил Ленинградскую консерваторию. С 1973 года работал в Ленинградской филармонии стажером. Более двадцати лет был главным дирижером Филармонического оркестра Осло (Норвегия), пять сезонов — главным приглашенным диржером оркестра Лондонской филармонии. Ныне возглавляет Питсбургский симфонический оркестр (США). С осени 2003 года станет главным дирижером симфонического оркестра Баварского радио (Германия), а с сезона 2004/2005 годов возглавит Королевский оркестр «Концертгебау» в Амстердаме (Нидерланды).