Подписка на анонсы
   (введите Ваш E-mail)
  
   Подписаться
   Отказаться 





Rambler's Top100
зЮЕРСУ КЛЙЕН
   

Весь номер


Погода

Сегодня, 6 сентября, местами возможен небольшой кратковременный дождь. Ветер южных направлений 5-10 м/с . Атмосферное давление будет слабо понижаться. В выходные дни, 7 и 8 сентября, сохранится теплая погода. Местами возможен небольшой дождь. Ветер южный, юго-западный 3-8 м/с. Температура воздуха ночью +10...+15оС, днем +20...+25оС.
По многолетним данным, в Петербурге с 6 по 8 сентября самая низкая температура воздуха (+1,2оС) наблюдалась 8 сентября 1896 г., самая высокая (+27,5оС) - 6 сентября 1967 г.
30 августа 2002 г.
Восход солнца - 07.04, заход - 20.50. Восход луны - 21.17, заход - 05.04.
Рассвет в 06.20. Наступление темноты в 21.56.
Продолжительность дня 13 ч. 45 мин.

Биопрогноз

Какой вы цветок?

Если вы родились в период с 3 по 12 сентября, то вы - несгибаемая Гвоздика с пряным характером. Гвоздики всегда стоят на своем, даже если силы не на их стороне. Наполеон I, утверждая орден Почетного легиона, избрал цвет гвоздики цветом ленты этого высшего знака отличия.
Гвоздики отличаются стойкостью не только в сложных жизненных ситуациях, но и в неблагоприятных погодных условиях. Им не страшны резкие перепады температуры воздуха и атмосферного давления.
Однако в неблагоприятные по геофизическим факторам дни, которые на предстоящей неделе ожидаются 7 и 11 сентября, у Гвоздик может наблюдаться повышенная утомляемость и раздражительность. Для улучшения самочувствия им полезно смотреть вдаль на горизонт или на море, так как именно синий цвет положительно влияет на сердечный ритм Гвоздик.
Биоклиматолог Ирина Крушатина

А я сяду в кабриолет

В Кронштадте прошел парад старинных автомобилей

Сколько, оказывается, в Питере уникальных авто! Сохранились ╚эмки╩, печально известные тем, что на них в 30-40-х годах по ночам забирали из домов ╚врагов народа╩. В прекрасном техническом состоянии находятся два представительских лимузина ЗИС-110, которые раньше возили ╚слуг народа╩ и самого Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина. На одном лимузине даже катался агент 007 Шон Коннери. Для этого хозяину ЗИСа Валерию Немкову пришлось гнать свое авто аж в Польшу на съемки голливудского фильма. Кстати, по всей России таких автомобилей сохранилось всего пять. Полюбовались мы на ╚Виллис-МБ╩ 1942 года выпуска. Именно эта машина стала прототипом всемирно известного джипа. Несмотря на свой преклонный возраст, ╚виллис╩ и сегодня спокойно разгоняется до 110 км/ч.
Но настоящей жемчужиной парада стал спортивный кабриолет ╚Остин-8╩ 1938 года выпуска.

В мире осталась только одна подобная машина и ╚живет╩ она в Питере!

Наряду с раритетными моделями в параде поучаствовали и массовые автомобили. Горбатые ╚запорожцы╩ и 21-е ╚Волги╩ катали всех желающих. Причем, зачастую в крошечные ╚запоры╩ помещалось больше народу, чем в огромные ╚Волги╩.

Хозяева разрешали даже побибикать. А по окончании праздника ╚старички╩ собрались в огромный кортеж и двинулись в Петербург. Водители навороченных ╚мерседесов╩ и ╚тойот╩ шеи сворачивали, глядя на такую необычную колонну.

САМЫЕ-САМЫЕ...

Самый большой легковой автомобиль, выпускавшийся в советские времена, - ЗИС-110. Это первая машина представительского класса - лимузин. К тому же на сегодня это один из самых редких автомобилей: из выпущенных 2700 осталось всего 5.

Самый редкий - спортивный кабриолет Austin-8. Он не только единственный в России, но и в мире.

Самый массовый - ╚фольксваген-жук╩. Производители даже попытались посчитать количество выпущенных автомобилей, но на 30 миллионах запутались и бросили это дело.

Самый выносливый - ГАЗ-М1, ╚эмка╩. Принадлежит коллекционеру Олегу Соколову. Автомобиль был выпущен в 1939 году, и с тех пор ни одна деталь его не менялась.

Артем КУРТОВ
Фото Стаса ЛЕВШИНА


Немцы построят в Питере тоннель?

Под Невой на глубине 26 метров появится автотрасса

На днях председатель Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству Владимир Дедюхин уехал в краткосрочную служебную командировку в Германию. Цель ее - познакомиться с фирмами, которые занимаются строительством транспортных тоннелей на большой глубине.

Сейчас предпроектные проработки существуют по участку от створа Суворовского проспекта до створа Пискаревского. Тоннель появится, пожалуй, на одном из самых загруженных транспортных маршрутов - там, где левый берег Невы соединяется с центром. Таким образом снизится нагрузка на мосты, в частности на Большеохтинский. К тому же по тоннелю можно будет круглые сутки переезжать из одной части города в другую. Это особенно актуально летом, когда мосты разводятся.
Пока о конкретной дате строительства никто не говорит, но уже сейчас ясно, что при стабильном финансировании объект появится лишь через 6-7 лет.

Только цифры

Протяженность тоннеля - 924 метра.
Глубина пролегания - 26 метров.
Ширина - от 15 до 25 метров.

Надежда КОСИЦКАЯ

Камнем по былым репрессиям

На Троицкой площади установили валун с Соловков

Б олее 10 лет назад здесь появился закладной камень для будущего памятника жертвам политических репрессий. Прошли годы, но памятника так и не установили. Место у закладного камня стало знаковым, периодически здесь собирались граждане на различные митинги и гражданские акции.

На днях на месте закладного камня появился памятник жертвам ГУЛаГа. Им стал обычный валун, только привезен он аж с самих Соловков, из Савватьевского политскита - одного из лагерей, где происходили акции политического сопротивления бесчеловечной власти. Демократические организации Петербурга называют это даром городу в честь его приближающегося юбилея, а также данью памяти всем убитым и замученным тоталитарным режимом.

Ольга ВИКТОРОВА
Фото Стаса ЛЕВШИНА

Питерская Масяня выходит в эфир

Мультфильмам о Масяне, появившимся в рунете осенью 2001 года, хватило года, чтобы по популярности оставить другие посещаемые сайты далеко позади. Начавшись как некоммерческий сетевой проект художника и дизайнера Олега Куваева, Масяня давно телепортировалась в массы как в виде афоризмов и кукол, так для некоторых и жизненного кредо. Осознанное раздолбайство как образ жизни скоро превратится в ╚масянизацию всей страны╩. В воскресенье на НТВ стартует обновленная программа ╚Намедни╩, в которой наша девушка намерена принять самое непосредственное участие. ╚Масяня - первая героиня рунета, ее характер созвучен настроению Интернет-публики, а это самая продвинутая часть общества, - говорит Леонид Парфенов. - Масяня - это лирический дневник нашего современника╩. Масянин ╚роддом╩ нынче переехал на Старо-Невский и обживает новое помещение.

- Такое заманчивое предложение исходило от самого Парфенова?

- Просто у нас появился продюсер, чему я очень рад. Теперь он занимается всеми безобразными делами типа переговоров и бизнеса, поскольку разговаривать со всякими жуками с телеканалов я совершенно не умею и не люблю. Существует ООО ╚Масяня╩, которое занимается всеми формальными делами - распространение, использование, а нам оставлена только творческая часть. В принципе я на телевидение вообще не собирался, и мне было по фигу, на каком канале это будет. Все равно телевизор не смотрю, не знаю рейтингов.

- И как все это будет выглядеть?

- Сериал, который будет идти внутри ╚Намедни╩. Программа выходит в совершенно новых дизайне и раскладе, мы туда вписались с середины лета, без всякого препродакшн периода, подготовки, вообще хана. Главное, чтобы нас не облагали никаким ╚художественным╩ налогом, никаких худсоветов и цензуры. Мы вполне здравомыслящие люди, а такая вещь, как цензура, естественно, ставит наше здравомыслие под сомнение. Грубо говоря, люди считают себя умнее - это нехорошо.

- Масина роль-то в чем будет заключаться?

- В программе будут три части. В конце так называемый лирический блок, который и будет отдан нам. Сценарные и постановочные фени еще дорабатываются. Не то сам буду вести, не то беседовать, непонятно. Естественно, будет мультфильм, просто Леонид хотел, чтобы перед показом мы его представляли каким-то образом. Первый мультик будет немножко длиннее, чем обычно. Поскольку, считай, все начинаем заново, герои будут представляться, песенку споют.

- То есть у вас сейчас страшный цейтнот?

- Страшенный совершенно. Вчера ушел с работы в два ночи, сегодня в восемь утра уже притопал. Надо было сделать анонсовый ролик, весь его кое-как собрать на раздолбанных компьютерах, смонтировать, найти студию какую-то левую, отвести, перевести на бетакам, все проверить и вечером передать с проводником в Москву - так у нас серьезные дела делаются. Слава богу, успел, правда, не всем доволен.

- Так, а мульты будут старые, из коллекции?

- Нет-нет, все будет новое. Почему мы еще пошли на это телевидение - надо переходить на новый этап, не замораживаться на одном месте. Едем дальше по дороге к Диснею. Любой проект либо стоит на месте, что равнозначно умиранию, либо развивается.

- Тогда получается сильная запара, каждую неделю поди-выложи новый мультфильм!

- Офигительная запара, но как на русский перевести challenge... Как бы испытание. Интересно и прикольно - получится или нет. Я же не работал никогда на телевидении, мы, люди-то интернетовские, абсолютно и за его границы иногда даже физически не выходим. А тут что называется выезжаем в свет на большой задрипанной машине.

- И трудно вам, интернетовским, с обычными людьми общаться?

- Ну да, сложно. Люди ни черта не понимают, что такое Flash, анимация, сколько она делается и как ее рисовать - ╚давай-ка завтра что-нибудь быстро╩. Ну не врубаются, конечно, трудно с такими. С неврубастыми всегда и везде было трудно.

- Я недавно просидел минут двадцать над новой ╚Масяня секвенсор╩. Откуда у вас музыкальные навыки и, вообще, где вы учились?

- Учился в музыкальной школе по классу фортепиано, как все приличные советские дети. И как все приличные советские дети, конечно, бросил. Потом еще в физико-математической школе, потом в ЛИАПе, в Герцена, везде по чуть-чуть. Мне повезло в том отношении, что у меня гуманитарные и технические навыки одновременно появились.

- Теперь что же - новые серии перестанут появляться на сайте?

- Нет, должны. Просто в Интернете куча ограничений, мультик должен быть маленький, коротенький. Запишешь фразу, потом думаешь, что из нее вырезать. А на ТВ в этом отношении можно себя чувствовать более спокойно, то есть не думать об объеме. Это достаточно приятно, можно добавить анимации, графики, рисования, некая более творческая свобода чисто технически... Про что я говорил? Там совсем другие форматы, файл для телевидения по объему громадный, и как я буду это выкладывать в сети, пока не знаю. По уму, переформатирование занимает где-то полгода, а у нас нет даже месяца. Но на самом деле, хочется о таких вещах, как техническая ерунда, вообще не думать, а заниматься чем положено - рисовать мультфильмы.

При всем этом Куваев тараторит, что заправский рэппер, все время потешно подхихикивает и с какой-то страшной скоростью успевает управляться с компьютером, а на прощание дарит Масяню на присоске.

Кирилл РЕЙН
Фото Ирины КИСЕЛЕВОЙ


Оксана Акиньшина:
╚Хочу играть радостных и веселых героинь!╩

Оксана Акиньшина - никому не известная петербургская школьница - проснулась знаменитой после кинодебюта в фильме ╚Сестры╩ Сергея Бодрова

С тех пор у юной актрисы начался стремительный взлет: съемки у Сергея Снежкина в фильме ╚С Новым годом!╩, у Филиппа Янковского в фильме ╚В движении╩.

После ╚Сестер╩ Оксану заметил скандальный режиссер Лукас Мудиссон, который некогда шокировал мировую общественность фильмом ╚Покажи мне любовь╩. Он пригласил девушку на главную роль в новой киноленте ╚ Лиля навсегда╩, которая в минувшие выходные была представлена на взыскательный вкус жюри Венецианского кинофестиваля.

- Мне было непросто работать с Мудиссоном, - рассказывает Оксана, которая совсем недавно вернулась из Венеции. - Во-первых, у него много странностей. Я привыкла, что все режиссеры со своими тараканами в голове, но у Мудиссона их особенно много. Во-вторых, на площадке все говорили на разных языках, и это затрудняло понимание работы. Однако, главное, что фильм удался. Он побил все кассовые сборы в Швеции, и на Венецианском фестивале ему дали дополнительный показ. Мудиссон специально не обозначил, где происходит действие фильма: можно лишь предположить, что в какой-то бывшей советской республике. Моя героиня Лиля, загнана в тупик. Ее бросила мама, она осталась без средств к существованию. Ей надо как-то выживать. Вдруг в ее жизни появляется ╚принц на белом коне╩ - некий Андрей, который предлагает ей уехать в Швецию и там ╚жить не тужить╩. Лиля соглашается и уезжает, но вместо сказки она попадает к сутенерам и становится проституткой. От безысходности она кончает жизнь самоубийством.

Венецианский фестиваль для Оксаны - первый, может быть, поэтому юной актрисе все происходящее там показалось как во сне.

- Я познакомилась в Венеции с Софи Лорен, - говорит Оксана Акиньшина. - Лорен очень милая, пожелала мне удачи и успехов. Встретилась с Гвинет Пэлтроу. Честно говоря, домой возвращаться совсем не хотелось, но у меня жесткий график съемок, который я не могу нарушать.

Сейчас Оксана снимается в ╚Каменской-3╩ у режиссера Юрия Морозова.

- Снова я играю несчастную девочку с нелегкой судьбой, вокруг которой закручивается весь сюжет. Меня часто спрашивают, о какой роли я мечтаю? Я хочу играть радостных и веселых героинь, но пока таких ролей не предлагают.

Елена Помазан


╚Будьте как дети╩, или Три часа с Андреем Тарковским

Это было в декабре 1981 года, когда Тарковский в последний раз приезжал в Ленинград. Тогда он дал целую серию творческих встреч в самых разных аудиториях. Все знали, что режиссер собирается на съемки нового фильма в Италию. В течение одного вечера он провел две встречи по полтора часа во Дворце молодежи при полном зале. Все три часа отвечал на вопросы, ни разу не повторившись. Его оценки поражали самобытностью, убежденностью и бескомпромиссностью. К разным явлениям искусства он подходил с одной самой высокой шкалой ценностей, не делая никаких скидок. Говорил он чуть заметно картавя (ему не очень давалась буква ╚л╩), с непередаваемой интонацией, которая запоминалась раз и навсегда. Ни до, ни после этой встречи мне не доводилось видеть и слышать человека более интересного, чем Андрей Тарковский.

О предпочтениях в музыке, философии, литературе

╚Очень люблю Канта, близки Платон, Аристотель, не представляю себя без Гегеля. Колоссальное значение имеет также русская философская мысль, начиная от Владимира Соловьева. Очень люблю русскую литературу 19 века - Пушкина, Толстого, Гоголя, Достоевского, Бунина. Я не могу ее сравнивать с западной литературой, которая на порядок ниже. Русское искусство - это духовный акт, западное - более прагматично. Тем не менее люблю Томаса Манна, Гессе, Фолкнера, Томаса Вулфа, Гете, но все равно меньше, чем русскую литературу. И потом перевод - это всегда обман, фикция. Поэзию же вообще нельзя перевести на другой язык... В современной поэзии никого не могу поставить рядом с отцом. В поэзии меня привлекает прежде всего простота, способность художника быть холодным и сдержанным. Главное в художнике - не темперамент... Любимые композиторы - Мусоргский, Чайковский, Бах, Вагнер. Добаховская музыка - вся прекрасна. Но в этот ряд не входит Бетховен: слишком романтично и слишком громко╩.

О Достоевском

╚Меня всегда удивляло: что такое Достоевский? Не только великий мыслитель и гениальный писатель, но и личность, сумевшая предупредить о наступающей бездуховности, об обществе потребления. Я сомневаюсь в том, что Достоевский - религиозный мыслитель. Он рассказывает о религиозном кризисе, о русском человеке, утратившем веру. Человек хочет верить, но не может - вот в чем драма 20 века, предвиденная Достоевским. Его герои жаждут веры, но не находят ее. Это драма духовной импотенции. Я начал писать сценарий по ╚Идиоту╩. Мышкин - это идеальный русский тип блаженного, поставленного в реальные условия. Это ангел среди людей, градусник обществу. Без Достоевского я не представляю самого себя╩.

О живописи

╚Мне близки в живописи Леонардо, Ван Эйк, люблю Дюрера, холодных подробных немцев. Я видел много подлинников в европейский музеях, но их рядом нельзя поставить с нашей живописью 11-15 веков. Это явление мощного духовного порядка, несущее чувство любви к идеалу. Я благодарен судьбе за ╚Рублева╩, который позволил мне соприкоснуться с миром древнерусской живописи и архитектуры. Россия - необычная страна, загадочная, очень непонятная. Чем объяснить духовность русской культуры? Почему она противостоит западной? На Западе все ограничено параметрами человека, в России - все наоборот. Здесь превалирует дух - и это поражает. Этим объясняется влияние русской культуры на мировую╩.

О ╚Мастере и Маргарите╩

╚Я очень люблю этот роман, хотя не все меня устраивает в нем в духовном смысле. История Пилата, например, - это хитрость, которая раздражает ренановщиной. Это и история художника, написанная для фразы ╚Рукописи не горят╩, явно жалея героя. Мне не кажется, что это материал для кино. И кто может это сыграть? Кино ограничено в своих средствах - кота, например, в кино быть не может. Но если все-таки снимать, то могли бы играть Юрий Назаров, Ролан Быков. Воланда мог бы сыграть Солоницын, которого я очень люблю, - он бы лишил этот образ романтического ореола╩.

Может ли режиссер играть в своем фильме?

╚Это невозможно, и обычно такое совмещение не получается. Чаплин - это не совсем режиссер. Это гений, который посредством кино выразил себя. Шукшин - больше актер, чем режиссер. (Возглас из зала: ╚А Михалков?╩) Никита Михалков плохо играет в своих фильмах. Мне во всяком случае это не нравится. Михалков - очень умелый мастер, он гораздо больше умеет, чем иные увенчанные мэтры. Иные годами набирают мастерство, а Михалкову все далось легко, как ногой дверь открыть. Но этого мало для художника. Нужна потребность сказать что-то свое и сделать это свое, чтобы стать в моих глазах художником╩.

Об Алисе Фрейндлих

╚Это великая трагическая актриса. Она гениальна, но драма ее в том, что она вынуждена играть чудовищный репертуар (в то время Фрейндлих служила в Театре Ленсовета - В.К.). Она создана для ролей по Достоевскому, Шекспиру. Этот бриллиант нельзя терять, если мы уважаем самих себя. Я бы предложил ей роль Настасьи Филипповны в ╚Идиоте╩, но соответственно ей надо подобрать и других исполнителей, а это безумно трудно. Она может сыграть даже телефонную книгу, это чудо природы, до сих пор недооцененное. Ее можно включить, как выключатель, но бывает трудно выключить - она растрачивает себя полностью╩.

Об Александре Сокурове

╚Очень высоко ставлю его фильмы. Я не знаю более талантливого человека за всю историю советского кино. Но он еще не сделал своей главной картины (к тому времени Сокуровым был снят только один полнометражный фильм. - В.К.). Я хочу, чтобы вы запомнили это имя: Александр Сокуров. Я не боюсь это говорить, я считаю, что художника нужно поощрять, говорить правду о том, кто он есть. Я жду от него очень больших свершений - это настоящий русский художник, который любит свою страну и ее историю. И это то, что нужно сейчас. В ╚Одиноком голосе человека╩ есть эпизод, который я могу смотреть бесконечно, - сцена в мясных рядах на рынке. Я не знаю, как это сделано, но в этих кадрах содержится редкая поэтическая напряженность╩.

Об Олеге Борисове и Иннокентии Смоктуновском

╚Было время, когда я приезжал сюда смотреть все премьеры в БДТ. Теперь давно этого не делаю. Но актеры здесь прекрасные. Очень люблю Олега Борисова, он снимался у меня еще во вгиковской работе. Я его уважаю за отказ сниматься у Зархи: ╚Разве можно сниматься у вас?╩ (Речь идет о роли Достоевского в фильме ╚26 дней из жизни Достоевского╩, которую сыграл позднее Солоницын. - В.К.) После этого против актера изобрели какие-то санкции, не позволяющие ему сниматься на ╚Мосфильме╩. Смоктуновскому я предлагал роль Рублева, он отказался. Теперь сожалеет об этом. Поэтому мы с тобой, Кеша, и не работаем. У него своя судьба, у меня - своя╩.

О своих фильмах

╚Самое важное, что я пытаюсь - сказать о слабом человеке, побеждающем себя. Мои фильмы - о достоинстве человека. Главное - потрясать души, чтобы сделать их открытыми для добра. ╚Зеркало╩ - фильм о нормальном человеке, обретающем силу в любви к ближним. Я хочу говорить со зрителем своим языком. Там нет символов, есть образы. Авторская мысль - не формула, не символ для расшифровки, она выражается в системе художественных образов. Часто спрашивают, почему там птица садится на плечо мальчику, что это означает. Плохому человеку птица на плечо не сядет - вот и все. Зритель требует тотального понимания, потому что не все еще видят в кино, что это искусство... Лучшим своим фильмом считаю ╚Сталкер╩, так как он наиболее точно реализован по отношению к замыслу. Я удовлетворен его формой, так как фильм прост. Мне трудно будет делать новый фильм - он должен быть лучше, а как - я еще не знаю. Лучший мой зритель, насколько я могу судить по письмам, - это школьники 9-10-х классов и студенты 1-2-х курсов. Поэтому, смотря мои фильмы, будьте как дети, смотрите просто╩.

Владимир Кузьмин


Три урока физкультуры - это уже немало

Трехкратная олимпийская чемпионка Татьяна Казанкина рассказывает о положении дел в массовом спорте Петербурга

По решению коллегий Министерств образования и здравоохранения, Госкомитета по физической культуре и спорту и Российской Академии образования с этого года во всех школах будет три урока физкультуры. Скажется ли это новшество на здоровье питерских девчонок и мальчишек? Этим вопросом как никто другой владеет трехкратная олимпийская чемпионка по легкой атлетике Татьяна Казанкина, которая отвечает в Комитете по спорту городской администрации за массовый спорт Петербурга.

- Татьяна Васильевна, проблем, наверное, в детском спорте хоть отбавляй?

- Увы, забот действительно хватает. На предприятиях совсем перестали заботиться о здоровье своих сотрудников. Но самое тяжелое положение с подрастающим поколением. По данным Министерства здравоохранения, только десять процентов людей не имеют серьезных болезней. Как правило, после окончания школы подросток имеет целый букет хронических заболеваний. С другой стороны, в нашем городе, например, по-прежнему много бесплатных секций. Только за занятия большим теннисом и фигурным катанием надо обязательно платить. Но родители не спешат вести детей в спортивные кружки. Отвыкли, наверное.

- Значит, обязательные уроки физкультуры помогут...

- Тут тоже не все так просто. Я побывала на Дне знаний в одной из питерских школ, так там в расписании по-прежнему два урока осталось. И это понятно. Учителей, спортивных залов и оборудования не хватает. Вот и получается, что порой на уроке по два класса занимается. Ну чему, скажите, 60 человек в одном зале научить можно?!

- А у нас в городе что-то пытаются сделать для оздоровления населения?

- Городским спорткомитетом совместно с депутатами Законодательного собрания и бизнесменами разработаны и уже действуют программы ╚Стадион под окнами╩, ╚300 баскетбольных щитов к 300-летию города╩. С уверенностью можно сказать, что порочная тенденция по использованию спортплощадок не по назначению приостановлена. Увеличилось и количество спортивных мероприятий для населения: семейные старты, соревнования для ветеранов спорта... Но кроме площадок, ведь нужны и тренеры-методисты, которые будут следить за этим хозяйством, обучать детишек, как это было раньше. К сожалению, в бюджете на следующий год нам, скорее всего, не удастся запланировать необходимую сумму в 620 миллионов рублей. Речь идет пока только о 450 миллионах. Но надо учитывать, что коммунальные услуги тоже подорожали.

- Но, кроме дворового спорта, есть еще ДЮСШ, готовящие мастеров. Их тоже становится все меньше.

- Тут есть очень серьезная проблема. Большинство ДЮСШ принадлежат профсоюзам, и те готовы отдать их городу на содержание, но только без материальной базы. А что могут сделать профсоюзы с этими базами, мы хорошо знаем. Вот в бассейне ╚Спартак╩ сейчас дельфины плавают, а спортсменов туда на пушечный выстрел не пускают, говорят, частная собственность. Между тем государство уже давно прекратило давать деньги на обучение детей плаванию. Сейчас, правда, городская администрация разработала концепцию летнего обучения. Но позвольте, ведь летом все бассейны закрыты на профилактику!

- Татьяна Васильевна, не могли бы вы дать совет родителям, как им приучить ребенка к занятию спортом?

- Тут многое зависит от тренера. Не поленитесь встретиться с этим человеком, чтобы рассказать об особенностях характера ребенка, да и просто посмотреть тренеру в глаза. Конкретно сказать трудно, но конечно в спорт нужно идти через игры, чтобы детям было не скучно на тренировках, чтобы им был интересен коллектив. Пусть больше общаются со сверстниками, познают мир.

- А как вы свою дочку Машу приобщали к здоровому образу жизни?

- Сначала я ее отвела на художественную гимнастику. Считала, что раз девочка, значит, должна быть пластичной. Ей этой пластичности от природы не хватало. Затем она ходила в бассейн и, наконец, занялась легкой атлетикой. Королева спорта ей пришлась по душе, особенно бег с барьерами. Думаю, здесь бы у нее получилось, но перевесила учеба, а я не настояла. Потом жалела об этом. В тот момент пришлось уходить из большого спорта и давали о себе знать накопившиеся болячки. В общем, я подумала и решила: зачем дочке переносить такие страдания?

Антон Безродный

Досье ╚КП╩

Татьяна Васильевна Казанкина.

Родилась 17 декабря 1951 года.
Трехкратная олимпийская чемпионка. Бронзовый призер чемпионата мира. Семикратная рекордсменка мира. Заслуженный мастер спорта. Кандидат педагогических наук. В настоящее время работает начальником отдела массовых видов спорта и организационной работы по месту жительства Комитета по спорту Администрации Санкт-Петербурга.

Вернемся к нашим баранам, амигос! Я вовсе не желала вдаваться в анималистические особенности нашего телевидения, а просто имела в виду то, что без латинской теленовеллы, май френдз, даже сахар превращается в уксус. Ведь Южная Америка подарила миллионам зрителей по всему миру не только разговоры о любви, но и саму любовь. По крайней мере, об этом говорят фанаты телероманов из Перу, Аргентины, Венесуэлы и Мексики. Возьмем, к примеру, Дебору Секку из сериала ╚Семейные узы╩: о чем она думает, как говорит, что себе, понимаешь, мыслит. Послушаем...

Частности счастливой женщины

В личной жизни Деборы дует попутный ветер. Она уже три года замужем за режиссером Рожериу Гомесом (39 лет) и признается, что безумно любит своего мужа. ╚Он делает меня счастливой╩, - говорит актриса, нежно улыбаясь. В настоящее время она играет главную роль в сериале ╚Покровительница╩, и об этом основной разговор

- Что означает для твоей карьеры исполнение роли Сесилии в новой теленовелле?

- Мечта любого актера - сыграть главную роль в телеромане, в фильме или в театре. Я считаю, что это очередная ступень в моей работе, которую я начала очень рано - в восемь лет.

- Как развивается твой персонаж в сюжете теленовеллы?

- В начале истории она - нежная хрупкая женщина, но по прошествии времени Сесилия постепенно ╚растет╩. Пытается отстоять свои права. Она становится одной из первых феминисток, поднимая флаг равенства и борясь с расовыми предрассудками. Социальные ошибки того времени на самом деле мало чем отличаются от сегодняшних.

- Наверное, трудно играть героиню сразу же после исполнения роли отрицательного персонажа, которого ненавидела вся Бразилия (имеется в виду роль Ирис в теленовелле ╚Семейные узы╩)?

- Нет. Мне это нравится. И что самое важное, публика очень быстро стала забывать Ирис из ╚Семейных уз╩. Очень интересно отношение любви и ненависти, которые зрители испытывают к персонажам теленовеллы.

- Исполнение роли Ирис было важно для твоей карьеры?

- Очень. Мне предложили стать единственным отрицательным персонажем - как же было не согласиться?! Все другие персонажи отчасти были ханжами. Меня же нельзя было ненавидеть наполовину. Работа, конечно, была сложной. Она (Ирис) до глубины души возмущала зрителей. В одном супермаркете меня даже атаковали какие-то люди. Но, что самое невероятное, дети обожали Ирис. Если честно, я думаю, что она наполовину отражала жестокую картину нашего общества, со всем тем неравенством, которое в нем имеется. По правде говоря, она просто была потеряна, как и огромное количество беспризорных детей, которых люди видят в подворотнях больших городов.

- Работа актрисы позволяет женщине стать богатой?

- Она позволяет нормально существовать. Но мы зарабатываем меньше, чем люди думают. В любом случае я работаю еще и ради удовольствия. В день, когда я проснусь и не почувствую никакого энтузиазма по отношению к персонажу, которого играю, потому что больше не испытываю радости, выходя на сцену, я оставлю эту профессию.

- И кем же ты тогда станешь?!

- Мне хотелось бы работать психологом. Когда-нибудь я отправлюсь на курсы в колледж. Кроме того, думаю, это может помочь и в моей актерской работе, способствовать правильному пониманию персонажей, придавать им больше смысла. Я всегда была прилежной ученицей. Из-за своей карьеры рано повзрослела. Никогда не была пай-девочкой, как другие. Единственное, на что мой папа мог рассчитывать, - это приличные оценки в школе. Но я также всегда была очень любопытной девочкой, много читала, расширяла кругозор.

- Что, по-твоему, самое страшное в профессии актрисы?

- Хуже всего, когда у партнера дурно пахнет изо рта. Еще одна вещь: эротические сцены. Я считаю, что это ужасно, если приходится использовать свое тело для работы.

- Но ты ведь соглашалась позировать обнаженной для мужского журнала?

- Там все было сделано абсолютно профессионально. Кроме того, было просто замечательно поработать с фотографом Дюраном. Он прекрасно провел фотосеанс, потому что в конце я открыла в себе такую чувственность, о которой и понятия раньше не имела.

- На кого из актрис ты хотела бы походить?

- Наверное, на Мерил Стрип. И... О! Знаю... (смеется) на Роберта де Ниро и Аль Пачино. Они - это максимум. Когда они в сцене, ты ни о чем другом и думать не можешь.

- А персонаж твоей мечты? Кого бы ты хотела сыграть больше всего?

- Скарлетт О▓Хара, без сомнения.

- Прототип сильной и романтической героини... У тебя есть с ней что-то общее?

- Думаю, да. Мое самое главное достоинство - быть честной. Мой самый главный недостаток - неумение ждать. Когда я чего-то хочу, сразу же бросаюсь в бой.
- Тебя можно назвать избалованной?

- (Смеется.) Ну, разве что совсем чуть-чуть.

- Как тебе живется замужем за человеком, который гораздо старше тебя?

- Я думаю, что это нормально. У меня нет никаких предрассудков. Для меня идеальный мужчина - это тот, кто делает тебя счастливой. Мы с Рожериу очень подходим друг другу. Он принимает меня такой, какая я есть, и наоборот. Это самое важное в отношениях. Представьте себе, мы начали жить вместе, встречаясь всего неделю. Мы иногда спорим, но никогда не ругаемся. Моя семейная жизнь прекрасна.

- У Рожериу две дочери, одна из которых старше тебя. Какие у вас отношения?

- Замечательные. Иногда это смешно. Когда мы идем по улице все вместе, люди думают, что мы - сестры.

- Ты заботишься о своей внешности?

- Да, но не зацикливаюсь на ней. По-моему, красивая женщина - это счастливая женщина.


Виктор Бычков:
После фильма ╚Кукушка╩ меня стали называть
по имени-отчеству

Актер Виктор Бычков хорошо известен зрителям по роли егеря Кузьмича из фильма ╚Особенности национальной охоты╩, который в 1995 году снял режиссер Александр Рогожкин. Веселого рыжебородого мужичка полюбили в народе. Каждый, кто встречал актера на улице, непременно жал ему руку и выражал свое восхищение. По признанию Бычкова, эта популярность закончилась для него язвой желудка. Виктор побрился на лысо, отрезал бороду... и все равно его продолжали узнавать, наверное, потому, что актерский талант не может скрыть никакая маскировка.

Как я стал актером

- Первую свою роль - попа - я сыграл в пионерском лагере. Все меня называли попиком, потому что я был маленьким. Играть мне понравилось. Однако после
8-го класса я пошел учиться в ПТУ на оптика. Моя мама мне сказала: ╚Сынок, иди учись на оптика, там люди в белых халатах ходят╩. Потом я случайно узнал, что идет набор в театральную студию, и поступил туда. Два года до армии вместо того, чтобы по танцам бегать и с девчонками обниматься, я играл. Руководил студией Роберт Петров. Как-то быстро из массовки я перешел на главные роли. Роберт всегда меня выделял из всех актеров, наверное, потому, что я был младше всех. Но все закончилось, когда меня призвали в армию. Служил я в ПВО, правда, не дослужил - через 1,5 года я ушел с белым билетом. Когда вернулся в Ленинград, попробовал поступить в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, но меня не взяли. Что делать дальше? А дальше я стал водителем. Работал с утра до ночи, на несколько месяцев буквально выпал из жизни - ничего не читал, ничего не смотрел. Приходил домой, выпивал кружку пива и засыпал. Не знаю, сколько так могло продолжаться, но однажды я встретил Ариадну Кузнецову, педагога нашего института, которая мне сообщила о том, что Роберт Васильевич выбросился из окна. Ему было 43 года... Она мне сказала: ╚Виктор, Роберт так хотел, чтобы ты стал актером. Поступай учиться╩. И я поступил в театр при институте. После первого курса вошел в труппу театра. Играл людей страстей. Потом стал работать в Театре Ленсовета. В киноактеры не собирался идти, меня и так все устраивало, но однажды позвонили со студии ╚Ленфильм╩ и предложили встретиться с режиссером Александром Рогожкиным.

В его фильме ╚Ради нескольких строчек╩ в 1985 году я и дебютировал как киноактер. После этого у меня было более 30 эпизодических ролей в кино. Зарплаты были маленькие, многие актеры ударились в коммерцию. Я сам хотел было уйти, но потом подумал, что мне никогда не стать крокодилом, который без проблем добывает себе пищу, я, скорее, птичка, которая сидит на дереве и иногда ест червячков.

Роман с кинематографом

- Как-то Рогожкин мне сказал: ╚Витя, я тут для тебя роль написал, бороду отрастить сможешь?╩ Я никогда не носил бороды, но пришлось отрастить.

Так в 1994 году я стал Кузьмичом в ╚Особенностях национальной охоты╩.

После этого фильма ко мне сразу пришла популярность. Дело в том, что на фестивале в Сочи, где был впервые показан фильм, пленка с записью исчезла на несколько часов. Позже мы обнаружили ее под лестницей.

Когда я только прилетел в Санкт-Петербург, то уже в аэропорту какой-то таксист обратился ко мне как к Кузьмичу. В городе было полно пиратских копий, видимо, с той самой пленки, которая исчезла на фестивале в Сочи. После оглушительного успеха ╚Особенностей национальной охоты╩ продюсер Сергей Сельянов предложил Рогожкину снять что-то подобное. Александр Владимирович поступил мудро - снял ╚Операцию ╚С Новым годом╩, где я играл Деда Мороза. Теперь меня стали узнавать как Деда Мороза.

Хотя я разноплановый актер, мне немного обидно, когда на роль предлагают меня, а какой-нибудь режиссер начинает орать: ╚Бычкова на роль? Какого такого Бычкова? Кузьмича что ли?!╩ Для меня такие режиссеры - ничто, потому что, кроме роли Кузьмича, они не могут увидеть во мне ничего другого.

После того как меня впервые снял Рогожкин в 1984 году, Виктор Бутурлин предложил мне сниматься в его киноновеллах ╚Исключение без правил╩. Я играл в ╚Экскурсанте╩, там такая история - один выпивающий человек попадает в экскурсионный автобус к иностранцам, и ему открывается город совсем с другой стороны. Я очень люблю роль Бориса. И вот в 1995 году мы приехали в Ижевск. Поезд пришел рано утром. Мы ждали машину, и вдруг ко мне подходит женщина и говорит: ╚Это не вы Бориса играли?╩ - ╚Да, я╩. Тут к нам подбегает кто-то из съемочной группы и говорит: ╚А он еще и Кузьмича играл!╩ Женщина зло замахала руками: ╚Да знаю я, знаю...╩

Вот такая популярность: для одних - Кузьмич, для других - Борис.

В человеке главное - талант

Актер как скрипка Страдивари, только в руках Паганини она будет звучать и дарить людям чарующую музыку, а другой музыкант, не Паганини, будет пытаться скрипкой гвозди забивать. Я не хочу обвинять режиссеров, но достаточно посмотреть кино, и понятно - Паганини это или нет.

Ведь как было ужасно смотреть на гениального Леонова, когда он играл в ╚Американском дедушке╩. Хотя я прекрасно его понимаю, Леонов в то время тяжело болел, ему нужны были деньги на операцию.

Понимаете, мне важно, чтобы в человеке был талант, а не так, пустое место. Например, когда начинают рассуждать об ориентации Фредди Меркьюри, господи! Какая разница, какой он ориентации! Он гениальный музыкант. Ведь все люди понимают, что если, кроме жопы, у человека ничего нет, то ничего и не получится, потому что жопа не поет и не играет.

Мне иногда приходится отказываться от ролей. Например, так было со ╚Страшилками╩ Мамина. Мне предложили там играть человека, который придумал домового, выпивающего водку. Я отказался. Потому что мне сразу стало ясно - я появлюсь в эпизоде, а потом мое изображение наляпают на бутылки с водкой и станут продавать.

Кукушка

- Мы с Виллэ Хаапасало дружим с первых съемок ╚Особенностей национальной охоты╩. Он замечательный человек. Когда мы с ним встречаемся, то придумываем разные истории, которые начинаются всегда одинаково: ╚Встретились русский и финн...╩ И вот мы придумали историю о том, как встретились на хуторе у карелки в годы войны финн и русский. Каждый из них пытается понравиться ей, начинается конкуренция - на этом и закручивается сюжет. Мы с этой идеей пришли к Рогожкину, рассказали ему все, и буквально через несколько дней он нам сказал: ╚ Я написал╩. С Рогожкиным очень приятно работать: во-первых, у него на площадке теплая, душевная атмосфера, все готовы друг другу помогать, во-вторых, Александр Владимирович - единственный режиссер в России, который не ругается матом. Сняли фильм, повезли его на Московский кинофестиваль. Анни немного обиделась, что мы кино не в Канны везем. Приехали в Москву - там такое началось. Не знаю, как другим актерам, но мне было тяжело жить в 5-звездном отеле, я к такому не привык. Нормальный человек не может жить в условиях, когда пять раз на дню меняют полотенца, пачка сигарет стоит 600 рублей, а брюки погладить - 700. Постоянно журналисты, интервью, все очень нервно.

В итоге Гран-при достался итальянцам, хотя это странно: лучший режиссер - Рогожкин, лучший актер - Виллэ Хаапасало, а Гран-при - братьям Тавианни.

Для меня самое удивительное, что люди ко мне после этого фильма стали по имени-отчеству обращаться, до этого я был просто Витя. В зале было много знаменитостей, например Дима Дибров, который потом подошел к Рогожкину, долго молчал. Александр Владимирович говорит ему: ╚Скажи что-нибудь...╩ - ╚А что сказать, вы все сказали╩.

Елена Помазан
Фото из архива Виктора Бычкова

В Питере невозможно продать метеорит

Потому что за кусочки космических тел люди принимают болотную руду и шлаки

Научный сотрудник Всероссийского геологического института Георгий Борисович Романовский увлекается метеоритами уже семь лет. В его личной коллекции осколки небесных тел, найденные в Белоруссии, на Алтае, Дальнем Востоке. В Петербурге, по его словам, нет организации, которая постоянно принимала бы метеориты у населения, как, например, Институт геохимии и аналитической химии им. Вернадского в Москве. В принципе, Георгий Борисович не против, чтобы люди приносили ему на экспертизу небесные тела, но, увы, большинство всех местных находок оказывается чем угодно, только не метеоритами. Чаще всего - болотной рудой и шлаками.

Откуда они берутся

Существует распространенное мнение, что небесные осколки стоит искать сразу после метеоритного дождя. Однако у ученых другая точка зрения: ╚Так называемые метеоритные дожди - это обломки комет, которые сгорают мгновенно, не достигая поверхности земли. Метеориты же - результат падения астероидного тела, которое попало в силовое поле Земли. Явление это достаточно редкое. Наблюдать его можно не только летом, как метеоритные дожди, но и осенью╩, - рассказывает Георгий Борисович.

Примерно два столетия назад на территорию современной Финляндии упал один метеорит, который назвали ╚Мариолахти╩. Ближе к нашему региону ни одно небесное тело не приземлялось.

Какие они бывают

Железные.
Железно-каменные (обычно граница между веществами видна отчетливо).
Каменно-железные (самый редкий вид, преобладает камень).
И просто каменные.

В принципе, обыватель вполне может сам сделать первоначальный анализ и определить, что же он нашел. Во-первых, метеорит значительно тяжелее аналогичного по размеру земного камешка. Во-вторых, метеорит - это магнит, а значит, должен притягивать к себе железо.

В-третьих, на теле видна кора плавления - оно побывало в жуткой жаре. Кроме того, старые метеориты со временем рыжеют.

Что почем

Как выяснилось, продать осколок метеорита в Питере довольно сложно, разве что отыскав частного дилера. Готовы принять ╚звездочки с неба╩ и во ВСЕГЕИ.
╚Самый дешевый метеорит стоит 5 центов за грамм╩, - рассказывает Георгий Борисович.

Кстати, осколки метеоритов, найденные в Антарктиде, никто не купит. По международному договору этот материк и все на нем является достоянием человечества. А следовательно, такую ╚звездочку╩ следует передать в НИИ или научную лабораторию.

Одно время много метеоритов находили в Сахаре. А потому цена на них резко упала.
Интерес представляют метеориты с Луны или Марса. Если вам повезет, и вы вдруг найдете такой ╚лунный камень╩, то считайте, что разбогатели. Цена за грамм может доходить до 1000 долларов. Но, по словам Георгия Борисовича, легче выиграть миллион в казино: ╚Примерно из тысячи находок, которые приносят специалистам, только 2-3 тела оказываются метеоритами╩.

Однако цена за любой найденный метеорит будет вдвое ниже, если у камешка не окажется сертификата, его можно получить только в Первопрестольной в специальном комитете. Это своего рода паспорт. По правилам, если специалист удостоверился в подлинности метеорита, то должен отправить образец в Москву на экспертизу в Институт Вернадского. Там камешек заносится в каталог, владельцу выписывается сертификат.

Кто чаще всего находит метеориты

Крестьяне и фермеры. ╚Мариолахти╩ упал на глазах крестьянина, в Татарии небесное тело свалилось перед работающей женщиной. А один американский фермер увидел падающий метеорит, а потом собрал 18 его осколков, причем все они были разные.

Бывает (правда, очень редко), что находка может стать и несчастьем. Например, сихотэ-алиньский метеоритный дождь, что прошел на Дальнем Востоке в 1947 году, захватил территорию в 100 квадратных километров. Естественно, тому, кто попал под этот дождь, здорово досталось. Самая крупная его ╚капелька╩ хранится в музее Горного института. Весит она 400 килограммов.

Как рассказали нам сотрудники музея, небесные экспонаты в основном передают в дар. Но институт готов и купить камешек, если он окажется достаточно ценным. В принципе, здесь каждый экземпляр ценен по-своему. Однако самым-самым считается 327-килограммовый метеорит ╚Августиновка╩. Дорог он потому, что упал на землю, когда еще и люди-то не появились. А нашли его через много веков украинские крестьяне вблизи Днепропетровска.

Есть и уникальный метеорит ╚Бородино╩, который упал на землю в ночь перед знаменитым сражением к ногам одного из солдат. Тот отнес чудо офицеру Дитериксу. Офицер передал его по наследству и т.д.

А вообще самый большой зарегистрированный метеорит весил около тонны. Естественно, что такие ╚звездочки╩, упав, образуют кратеры. Крупнейший находится в каньоне Дьявола, в американском штате Аризона. Самые близкие к Петербургу кратеры в Карелии - Янисьярви и Мышиногорский. Вероятно, там и по сей день можно отыскать ╚осколочек с небес╩.

Больше всего зафиксировано упавших метеоритов в Евразии и Америке.

Кому нужны звездные тела

Метеориты сейчас интересны в основном частным коллекционерам. Их много в Европе, но не у нас.

В последнее время в Москве появилось несколько модных ювелиров, которые начали использовать в своих коллекциях ╚камни с небес╩. Как рассказали нам в старейшем питерском ювелирном ателье на Бармалеева, 6, в Петербурге такой моды нет. Но клиенты с метеоритами приходят, как и приходили еще лет 30 назад.

Кстати, украшение с таким камнем будет стоить на порядок дороже, чем с любым другим. ╚Звездочка с небес╩ обычно неправильной формы, а потому усилий на обработку затрачивается немало. Так, колечко с крошечным метеоритом из золота низкой пробы обойдется в 1000-1500 рублей. Однако в свободной продаже таких экзотических украшений, по словам питерских ювелиров, нет.

Кстати

Раньше считалось, что метеорит состоит совершенно из других веществ, нежели земное тело. Однако выяснилось, что элементы те же, но соединения такие получить в земных условиях невозможно. Например, на нашей планете нет чистых хромидов, а в космосе их навалом.

Наша справка

Самые крупные коллекции метеоритов в Европе: Британский музей. Венский музей.
В России - Музей Комитета по метеоритам в Москве.
В Петербурге - Музей Горного института. В его собрании 1005 метеоритов.

Надежда КОСИЦКАЯ
Фото Стаса ЛЕВШИНА


Переписчик с черным чемоданчиком

С 9 по 16 октября пройдет Всероссийская перепись населения. Каждому из нас предстоит ответить на несколько вопросов, которые, наконец, прольют свет на национальный, образовательный состав населения России, помогут выяснить, какие социальные изменения произошли с жителями нашей страны за последние 12 лет. Как будет проходить перепись, какие именно вопросы нам будут задавать - об этом рассказывает председатель Санкт-Петербургского комитета государственной статистики Олег Николаевич Никифоров.

- Олег Николаевич, почему перепись проходит 8 дней, а не один. Ведь за такой срок в жизни каждой семьи могут произойти достаточно серьезные изменения - кто-то родится, а кто-то, увы, уйдет из жизни...

На самом деле перепись проводится по состоянию на одну конкретную дату и даже час, в данном случае это 9 октября 2002 года ноль часов по московскому времени. Все изменения, которые произойдут в течение последующих 7 дней переписи, не будут учитываться. (Таким образом, гражданин, появившийся на свет 10 октября, в перепись не попадет.) Оставшиеся дни нужны для того, чтобы успеть охватить все население страны.

- К каждому из нас придут домой переписчики. Что это за люди, как их можно отличить, скажем, от того же почтальона ╚с толстой сумкой на ремне╩?

По квартирам пойдут работники так называемого низового звена - переписчики. Их число по Санкт-Петербургу составит порядка 13 тысяч человек, а по стране около 500 тысяч.

Преимущественно это будут студенты вузов, а также пенсионеры и незанятое население. Их можно отличить по большим черным портфелям, которые будут на плече у каждого переписчика. Портфели сделаны по спецзаказу, поэтому их аналогов в продаже нет. На каждом из них имеется специальный прозрачный карман, где есть листовка с номером переписного и инструкторского участка.

Каждый переписчик будет иметь удостоверение, напоминающее пластиковую карту, - с логотипом Госкомстата России и триколором. Это удостоверение имеет 13 степеней защиты, а посему подделывать его нет никакого смысла. Помимо удостоверения переписчик должен будет предъявить свой паспорт.

Тем не менее, если кто-то из граждан засомневается в личности переписчика, он может позвонить в инструкторский участок и навести необходимые справки.
- Какие вопросы нам будут заданы?

Первый вопрос - о родственном отношении человека к главе семьи. Это очень важная социальная информация, которая позволит нарисовать ╚семейный портрет╩ населения России. По сию пору у нас не было достоверных сведений о составе семей, сколько в них поколений, что собой представляет старшее поколение. Сегодня ни один из источников информации не дает ответы на эти вопросы. Ряд ведомств собирают отдельные данные, которые никогда не объединялись.

Второй вопрос - сведения о поле, дате рождения, числе исполнившихся лет.

Третий вопрос - состояние в браке. Мировой опыт переписи показывает, что полученные от граждан данные в этом вопросе не всегда отвечают реальному положению вещей. Например, по мнению женщин, в браке состоит большее количество граждан, чем по мнению мужчин. Но это уже психологические нюансы.

Четвертый вопрос - место вашего рождения.

Далее - вопрос о гражданстве. С ним не должно быть сложностей.

Шестой вопрос - национальная принадлежность по самоопределению опрашиваемого. По сути дела, это означает, что человек может назвать любую национальность, которую посчитает нужной. В связи с этим во время переписи бывают курьезы. В частности, в Англии после переписи появились такие уникальные национальности, как толкинисты или хоббиты.

Восьмой вопрос состоит из нескольких подвопросов, которые касаются образования. Например, в каком учреждении учится гражданин и члены его семьи.

Девятый вопрос - владение русским и иностранными языками.

Десятый вопрос вызвал наибольшее количество кривотолков. Здесь вас попросят указать все имеющиеся у вас источники доходов. Почему этот вопрос вызвал такие эмоции? Люди ошибочно видят в нем желание известных структур узнать размеры доходов населения. На самом деле формулировку вопроса следует понимать предельно точно - не перечислите источники дохода, а именно укажите. То есть нужно указать, работаете ли вы в личном подсобном хозяйстве, или получаете стипендию, пенсию, пенсию по инвалидности, пособие по безработице и т.д. Согласитесь, что здесь ничего секретного нет.

Занятость - последний вопрос так называемого короткого переписного листа. Он звучит так - имели ли Вы какую-либо работу, приносящую заработок или доход за неделю до переписи. Зачем нужен этот вопрос. Сегодня статус безработного имеют только граждане, которые зарегистрированы в службах занятости. Вместе с тем есть часть граждан, которые не спешат идти регистрироваться. Они работают на частном подсобном хозяйстве, подрабатывают нянечками, сдают жилье и т.д. Эта часть граждан выпадает из учета. Сегодня государству необходимо определить масштаб этой скрытой безработицы без всякого желания заглянуть в ваш карман.

25 процентов населения будет опрашиваться по длинному опроснику. Он будет включать более широкий перечень вопросов в части занятости. Например, в какой сфере экономики функционирует предприятие, где работает человек? Какую продукцию оно выпускает? Разумеется, речи о точном адресе и названии предприятия не идет.

Помимо этого, женщинам будут задавать вопросы об общем числе рожденных детей, за исключением мертворожденных. В общей сложности опрос должен занять 3-6 минут. Если человек не захочет впускать переписчика в квартиру, он может поговорить с ним на лестничной клетке, на крайний случай через дверь. Особо подозрительные граждане могут сходить на стационарные участки и там ответить на все вопросы.

Надеюсь, что жители Петербурга проявят гражданскую сознательность. Ведь перепись в конечном итоге нужна всем нам. Без точных знаний о населении страны строить цивилизованное, экономически развитое государство невозможно.

Рудольф Мельцер
Фото из архива кинофотодокументов


MADE IN СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА

Знаете ли вы, что всемирно известный концерн ╚Мазда╩ начинался с небольшой фабрики по производству изделий из пробки?
...Это было в 1920 году. Автомобили в то время во всей Японии можно было по пальцам пересчитать. Для островной азиатской страны, в которой передвигались в то время на лошадях и своих двоих, в лучшем случае - на велосипедах, автомобиль был невозможной европейской экзотикой. И основатели заводика ╚Тойе корк коге╩ в Хиросиме и предположить не могли, что их детище со временем превратится в одну из ведущих мировых автомобильных корпораций.

Изделия из пробкового дерева

Как бы там ни было, но страна сначала дружно пересела на велосипедики, оснащенные моторами, - изобретение господина Хонды (он хотел помочь своей жене, которая на велосипедной тачке возила на рынок продукты). А потом - на автомобили. Потребовались комплектующие. Заводик, забыв про пробку, занял свое местечко в этом бизнесе. В 1927 году компания, назвавшись ╚Тойе коге╩, начинает выпуск металлообрабатывающих станков. А чуть позже - комплектующих деталей для мотоциклов. Через год компания произвела свой первый мотоцикл.

Грузовик на трех колесах

В 1931 году на свет появился первый автомобиль под именем ╚Мазда╩. Это был небольшой грузовичок-мотоциклетка. Он имел три колеса и предназначался в первую очередь для фермеров. Выпустили 66 таких грузовичков. Все они хорошо продались, причем не только в Японии, их даже экспортировали в Китай. Это был первый крупный успех ╚Мазды╩, и компания стала придумывать следующий свой автомобиль.

Война. Хиросима

Вторая мировая война застала компанию за производством своего первого легкового автомобиля. В 40-е годы в мире были модны купе английского производства: изящные ╚звериные╩ формы, мощный мотор, скорость - аж до 70 км в час. Первая легковушка ╚Мазды╩ - это воспроизведенный почти один в один британский ╚Остин╩. В то время подобное считалось в порядке вещей.
Атомная бомбардировка Хиросимы пощадила автомобильный завод ╚Мазды╩. В зданиях были выбиты стекла, снесены крыши. Но производство уцелело. Уже в декабре 1945 года была выпущена первая послевоенная машина. Это был все тот же ╚Остин╩.

90 км в час

Финансово-промышленная группа ╚Сумитомо╩ скупила после войны крупный пакет акций ╚Мазды╩. Благодаря финансовой поддержке этой компании ╚Мазда╩ создает свою собственную машину - от кузова и двигателя до колес. Правда, прошло немало времени. В 1960 году появился автомобиль ╚Мазда R-360╩: двухдверная экономичная малолитражка. Она разгонялась до 90 км в час!

Это была супер-пупер машинка - ее сделали в количестве более 23 тысяч штук. Потом несколько изменили, увеличили в размерах, добавив парочку дверей, дали новое имя и... В своем классе ╚Мазда-Кэрол╩ заполнила японский рынок на две трети.

Машина для средней семьи

В 1963 году ╚Мазда╩ выпускает уже миллион автомобилей. Такое продвижение было возможно, во-первых, потому, что у руководителей компании был хороший нюх: они угадывали желания своих потребителей и не отставали от мировой автомобильной моды. Во-вторых, они старались удивить мир, создавая новые модели. И, в-третьих, благодаря безупречному качеству.

╚Мазда-Фамилиа╩, ставшая в свое время ╚Японским автомобилем года╩, известная и сейчас на европейском рынке под названием ╚Мазда-323╩, родилась как средний автомобиль для средней семьи в далеком 1964 году. Именно с этой моделью, сразу же завоевавшей бешеную популярность, ╚Мазда мотор╩ становится третьим японским автопроизводителем и выходит на мировые рынки.

Потом были машины представительского класса - ╚Люче╩, ╚Капелла╩. Появился спортивный седан RX-7.

Открытие Америки

Завоевание мировых рынков ╚Мазда╩ начинает довольно поздно - в конце
60-х, когда все места там были заняты. Тем не менее элегантные, практичные, безотказные и недорогие автомобили пришлись по вкусу избалованным европейцам и американцам. В 1967 году 16 процентов автомобилей под маркой ╚Мазда╩ уходит на экспорт. Через два года - 31 процент.
На автомобильном салоне 1967 года в Токио сенсацией стала ╚Мазда-110s╩. Ее двигатель, значительно опередивший время, долго оставался недосягаемым: двухроторный силовой агрегат объемом два по 491 куб.см имел мощность 111 лошадиных сил. ╚Мазда-Космо╩, оснащенная этим двигателем, легко разгонялась до 185 км в час.

Кстати

Корпорация ╚Мазда мотор╩ совместно с ╚Форд мотор╩ разрабатывают новый двигатель объемом 1,5 и 2,0 л. Уже сейчас его называют ╚двигателем 21 века╩ за ничтожно малый выброс вредных веществ. Именно эти параметры будут востребованы в ближайшее время. Стоимость научно-исследовательских работ оценивается в 1,2-1,3 млрд долларов.

╚Мазда╩ в наши дни

Именно ╚Мазда╩ разработала первые автомобили 4WS - wheel stearing, с четырьмя управляемыми колесами.
В 1979 году партнером ╚Мазды╩ становится ╚Форд╩. Этим событием открывается новейшая история концерна, который начинал с бутылочных пробок.
В 1985 году корпорация ╚Мазда╩ отпраздновала выпуск 10-миллионного автомобиля. 75 процентов машин продаются за рубежом. Из японских автомобильных гигантов, завоевавших мировой рынок, ╚Мазда╩ выходит на третье место - после ╚Тойоты╩ и ╚Ниссана╩.
В 1990 году ╚Мазда╩ пришла в Россию.

╚Мазда6╩ - автомобиль нового тысячелетия

Японцы гарантируют: дух захватит даже у русских!

Совсем недавно на автомобильный рынок Петербурга пришла ╚Мазда6╩. Этот автомобиль сразу же обращает на себя внимание. Почему?

Все, что уже было

Сначала о традициях. ╚Надежность и безопасность╩ - этот лозунг компания ╚Мазда мотор╩ уже давно несет на своих знаменах. Недаром именно о машинах ╚Мазды╩ говорят как о самых надежных. По данным независимого потребительского исследования, проведенного в разных странах Европы в прошлом году, именно японские автомобили признаны самыми безотказными. В отчете фигурировали цифры - 16 отказов на 100 автомобилей. У немцев, для сравнения, - 19. У американцев - 26. А из японских марок на первое место вышла ╚Мазда╩: 14 отказов на 100 автомобилей.
Безопасности много не бывает: в ╚шестерке╩ эта система вышла на более высокий уровень. Особая конструкция кузова защищает водителя и пассажиров от всех видов ударов. А известные и очень эффективные подушки стали двухуровневыми. Они обеспечивают максимальную безопасность, какая сейчас возможна. Кроме того, в случае лобового удара подголовники автоматически наклоняются вперед, сохраняя в целости шейные позвонки водителя и пассажиров.

Что нового

Платформа, передняя и задняя подвески, рулевое управление, тормозная система не заимствованы у предшественников, а разработаны заново. Управление доведено до совершенства: автомобиль настолько чутко и отзывчиво откликается на поворот руля, педаль газа или тормоза, что кажется, будто он угадывает малейшее желание водителя.

Прежде чем сделать эту машину, конструкторы еще раз провели масштабный эргономический анализ. Получилось, что водительское сиденье и системы управления подойдут каждому! Даже если проведете за рулем 12 часов, вы почти не устанете. Салон широкий и вместительный. А заднее сиденье одним движением руки складывается. Специалисты в связи с ╚Маздой6╩ говорят о новом глобальном стандарте эргономики. Это означает, что другие автомобилестроители будут стремиться достичь новых стандартов.

Что в итоге получилось

Как и большинство автомобилей, созданных ╚Маздой мотор╩, эта машина опережает свое время. ╚Мазда6╩ относится к тем машинам, которые обладают собственным лицом. Это, если можно так выразиться, симпатичный спортсмен с признаками недюжинного интеллекта. ╚Мазда6╩ - для тех, кто любит скорость, даже агрессивность.

От автомобиля среднего класса, каким изначально заявлялась ╚Мазда6╩, осталась, пожалуй, только цена.

Все остальное - на порядок выше. Автомобиль с характером - так назвали его эксперты, оценив и новый внешний вид, и технические характеристики.
Беспрецедентное чувство движения!

Подготовила
Эльвира Дажунц


Мощный импульс на целый год

В Гуманитарном университете профсоюзов День знаний отмечали в воскресенье. И хотя первое сентября выпало в этот раз на выходной, студенты и родители пришли все без исключения. Цветы, объятия, улыбки сгладили все капризы осенней погоды

╚Однажды наш ректор прилетел на праздник на вертолете╩

На наш вопрос, не лень ли было рано вставать в выходной, студенты отвечали с удивлением: ╚Так ведь интересно будет!╩

- У нас этот день - всегда большой праздник, - заметила третьекурсница Лена. - Известные люди приходят в гости! Их только по телику в другое время увидеть можно. Как правило, без сюрпризов первое сентября у нас не обходится. Однажды наш ректор прилетел на праздник на вертолете. Прямо как волшебник из песни! На этот раз тоже наверняка будет что-нибудь этакое.

╚Этакое╩ на празднике было. Юные каскадеры на глазах восхищенных зрителей прыгали с высоток. В небе зажигали салют и пускали в воздух шары огромных размеров. Все хором вместе с приглашенными гостями (в числе которых был губернатор Владимир Яковлев) пели студенческие песни.

- Есть такой фильм ╚Матч состоится при любой погоде╩, так вот наш праздник должен быть, даже если 1 сентября выпадает на воскресенье, - заметил ректор Университета. - Важно создать мощный импульс на весь учебный год с самого начала.
- Александр Сергеевич, а вы помните свое первое сентября?

- Да, конечно. Я воспитывался у бабушки. Она была учительницей, - рассказал нам профессор. - Когда я пошел в первый класс, страна перешла на десятилетку. Объединили десятый и одиннадцатый классы. Был жуткий ажиотаж и очень высокий конкурс в вузы. Бабушка, переживая очень, отдала меня в школу с шести лет, чтобы я наверняка мог поступить в институт и не попал в армию. И я в нее так и не попал.

Каждый десятый поступал с медалью

Ума-разума студенты университета набираются у лучших российских и зарубежных профессоров, первого сентября, к примеру, лекции читал профессор, приехавший прямо из Гарвардского университета.

Специалист приемной комиссии по связям с общественностью Ольга Шелиава рассказала нам, что в этом году в Гуманитарный университет поступило более 1000 студентов. Каждый десятый пришел с медалью или с красным дипломом. Приехали к нам ребята из различных регионов - от Камчатки до Севастополя, много петербуржцев.

- Меня очень порадовал уровень подготовленности сегодняшних абитуриентов, заметила Ольга Шелиава. - А также то, что ребята смело поступают на новые специальности, связанные с информационными технологиями: это реклама и связи с общественностью, журналистика, режиссура мультимедиа, звукорежиссура, прикладная информатика в экономике, в культуре и искусстве. Для тех, кто желает, есть возможность получить второй государственный диплом переводчика в профессиональной сфере.

- Есть ли в вашем вузе бюджетные места?

- Да, в вузе есть 108 бесплатных мест. Кроме того, отличников в Университете поддерживают материально.

Студентам нравится, родители довольны

Артем и Саша учатся на актерском факультете уже второй год. Говорят, что выбрали именно Гуманитарный университет потому, что здесь красиво!

- Мы приехали с Севера, из Мурманска. Побродили по здешним институтам, и только когда пришли сюда, поняли - это то, что нужно. Здесь есть все, что необходимо для нормальной учебы: хорошее общежитие, компьютеры, Интернет. Родители довольны. Учиться, конечно, трудновато, но зато очень интересно. Когда закончится студенческая жизнь, попробуем себя на телевидении или пойдем работать в театр.

Катя Киричук из Подмосковья в этом году поступила на первый курс Гуманитарного университета профсоюзов. Приехала на праздник вместе с родителями.

Мама Кати говорит, что этот вуз порекомендовала ей подруга, которая училась здесь лет 15 тому назад. Папе идея отдать Катю в питерский университет понравилась.

- Я сам учился в Петербурге, в медицинском. Питер - культурная столица. Мне кажется, это большая честь получать здесь высшее образование.

- А не дорого?

- Да нет. Я руковожу небольшой ортопедической фирмой. Жена - мой заместитель. Мы все просчитали и уверены, наших затрат такое образование стоит. У нас подрастает еще одна дочь. Она уже сегодня заявляет, что ей хочется в Питер. Думаю, через год они будут учиться здесь вместе.

Наши гости

На праздник в университет приехало сотни известных в стране людей. Многие из них бывают в вузе и в будни

Семен Альтов, актер:

- Я к Гуманитарному университету профсоюзов отношусь с симпатией. В наше время создать такое оснащенное всем необходимым учебное заведение - это здорово. Сюда идут люди, которые знают, чему они хотят научиться и сколько они будут получать.
- Скажите, если бы вам сейчас было 16, куда бы вы стали поступать?
- Если бы мне было 16, то я бы
5 лет пил-гулял, и только потом пошел бы учиться. Если бы взяли, то в Университет профсоюзов.

Михаил Шмаков, председатель Федерации независимых профсоюзов России:

- Университет профсоюзов является одним из лучших гуманитарных университетов в Российской Федерации, это я говорю со всей ответственностью. Этот вуз не отстает от времени, ищет новые формы работы. Сегодня, к примеру, мы подписали договор о сотрудничестве с профсоюзной организацией в Вологде. Это поможет планировать распределение специальностей в вузе таким образом, чтобы после окончания каждому студенту было гарантировано рабочее место. Можно рассчитать план приема и знать, сколько юристов, экономистов требуется в Вологодской, Московской области, в Петербурге.

Мурамацу Тэруми, Генеральный консул Японии в Санкт-Петербурге:

- Я впервые на таком празднике и очень польщен приглашением. Здесь изучают язык и культуру моей страны. У нас в Японии начало учебного года отмечают первого апреля. Обычно это скромная официальная церемония. Такой праздник, как у вас в Гуманитарном университете профсоюзов, мне нравится больше. Поздравляю!

    Веб-редактор:
    Олег Паскевич
    [email protected]

    Письма в редакцию:
    [email protected]


мНСЛЧНЕОЕКСЕ ВЮОЛНЗХСЯ МНВЮ: (095) 257-5747