Краско в красках
Всенародную славу актеру принес сериал ╚Агент национальной
безопасности╩
Вряд ли нуждается в особом представлении артист
Андрей Краско - человек архиобаятельный и открытый, по крайней мере,
в день моего к нему визита в съемную квартиру на Петроградской. Вместо
намеченного часа, я провел у него два с половиной, за которые он успел
рассказать мне почти всю жизнь, поделиться мечтами (собственная квартира
и новый автомобиль), с гордостью продемонстрировать коллекцию ножей,
к которым он очень неравнодушен, и посетовать, что ничего пока в жизни
не понял. За последнее время Краско снялся у Месхиева в сериале ╚Линии
судьбы╩ в роли азербайджанца, у Хотиненко - фильм будет называться
или ╚72 метра╩, или ╚Прощание славянки╩, где Краско стал командиром
подводной лодки, и в шестисерийном украинском телефильме о журналистке
- там он перевоплотился в оператора. ╚Характер выписан замечательно,
- говорит с хитрющей улыбкой Андрей Иванович. - Это человек, которому
лучше сидеть или лежать, он постоянно пьет пиво, не любит рассуждать
и очень любит женщин╩.
- Детство у вас счастливое было?
- Детство было такое: папа и мама - студенты. Потом мама, филолог
по образованию, стала воспитателем моего детского сада, а папа - молодым
артистом. Я очень часто ходил на детские спектакли, где он играл,
только ╚Принца и нищего╩ смотрел раз тридцать. Первый раз вышел на
сцену в три года в университетском театре - воспользовался моментом,
соскочил с маменькиных рук, выбежал на сцену, сказал: ╚А вот мой папа!╩
- и поклонился.
- Это и предопределило выбор профессии?
- В восьмом классе у меня были способности по математике и физике,
но когда пошел в специализированную школу, то в течение первого полугодия
стало ясно, что я ничего не понимаю ни в том, ни в другом. Как только
пошли пространственные и трехмерные дела, зачатки геометрии Лобачевского
- началась беда, и я понял, что можно и с ума сойти. И после школы
отправился поступать в театральный, на курс к Владимирову.
- Завалились?
- Да, не поступил и пошел работать монтировщиком декораций в Театр
Комиссаржевской. Год проработал и в 1975-м поступил, к моему счастью,
к Аркадию Кацману.
- Чем приемную комиссию взяли?
- Да ничем. Сначала я третий тур не прошел. Потом одна из однокурсниц,
которая тоже не поступила, поехала на дачу к Товстоногову. Не знаю,
что она там делала, но он позвонил и сказал, чтобы ее допустили до
экзаменов. Кацман и Додин ответили, что тогда они возьмут еще одного
человека. Таким образом, меня вызвали с дачи, куда я приехал и начал
уже в расстройстве пьянствовать.
- Почему вас по окончании заслали так далеко?
- Почти весь курс Романов (бывший в ту пору первым секретарем Ленинградского
обкома КПСС) подарил Егору Лигачеву (тому самому, автору антиалкогольной
кампании), который собирался у себя в Томске открыть ТЮЗ. Город, кстати,
совсем не провинциальный - только высших учебных заведений шесть.
Нам даже специальный трамвай выделяли, чтобы в театр возить, и давали
талоны на усиленное питание. Я почти два сезона там проработал, а
потом уехал на съемки. После заехал в Киев на недельку и остался на
полгода - так, что меня даже во всесоюзный розыск объявили. Там у
меня была жена - мать моего старшего сына Ванечки. Я ей помогал ставить
курсовой спектакль. Сейчас она живет в Польше, работает в кинокомпании
звукорежиссером. Это у них семейное - ее мама делала все фильмы Вайды,
писала пластинки Анны Герман и Марыли Родович. Потом я вернулся в
Ленинград, и мне Андрей Ургант говорит: ╚Приходи к нам в Ленком╩.
Я пошел устраиваться, побеседовал с Опорковым - замечательный был
режиссер, - стал репетировать ╚Кукарачу╩, играл в спектакле ╚Роман
и Юлька╩, который собирал полные залы. Тут у меня подошла армия, ну
этого я не шибко боялся - было договорено с тремя ансамблями, еще
у меня была психушка - я в институте когда учился, лечился одно время
в дневном стационаре. Был у меня, так скажем, нервный стресс, связанный
с первым браком. И надо было всего годик отбегать, и наступал момент,
когда меня уже по возрасту не брали в армию.
- Как же вы этого не избежали?
- Чурбанов прислал на ╚Кукарачу╩, который был первым в стране спектаклем
про милиционера, высокопоставленную комиссию. В результате они составили
отчет, под которым он подписался - ╚...поступки советского милиционера
Тушурашвили по прозвищу Кукарача (исполнитель А.Краско) не соответствуют
моральному облику солдата правопорядка и советского человека...╩ и
так далее. Причем всю эту историю я узнал только спустя 12 лет из
газеты ╚Совершенно секретно╩. Там интервью с Юрием Чурбановым (бывшим
зятем Леонида Ильича Брежнева), и вопрос: ╚Вы когда-нибудь вмешивались
в творческий процесс?╩ Ответ: ╚Никогда в жизни╩. И тут редакция приводит
документ про спектакль. Благодаря этому, когда я вернулся из армии,
меня не брали ни в один театр. Видимо, напротив моей фамилии в Управлении
культуры стояла пометка ╚нежелателен╩.
- А где служили?
- Войска ПВО, на Севере. Сначала был командиром музвзвода, потом меня
выгнали за аморалку в чистом виде. Освоил профессию - ленинские комнаты
делать. Немереное количество я их произвел. Кроме того, на мне лежала
вся учебно-материальная база, а еще бани катали для офицеров. Я быстро
набрал себе нужную команду, делал с ней дембельскую форму и альбомы
для сослуживцев. Ведь каждый узбек хотел уехать нарядным, а некоторым
присылали на дембель тысячи по полторы рублей - при том, что зарплата
в Ленкоме у меня была сто. Мы даже в столовую солдатскую не ходили,
свой повар был. Уехал я оттуда в вельветовой тройке, в приличных сапогах,
с хорошей сумкой - в гарнизонах это продавалось, а в городах нет.
Даже офицеры не могли себе позволить купить кростюм за 300 рублей
- бешеные деньги.
- Как же решили вопрос с работой по возвращении?
- Аркаша Коваль предложил поехать в город Димитровград. Там театр
находился в бывшем купеческом собрании, зрелище было такое: на крыше
росли кусты, на балконе дерево, внизу паслись козы - это была песня!
С высшим театральным образованием нас было двое - я и Коваль. Проработал
там сезон, потом пришел вызов на пробы от Мити Светозарова, и я уволился.
А после съемок ╚Прорыва╩ все пошло наперекосяк, театры закончились,
кино закончилось, и дальше в моей биографии были шитье штанов, курток,
сумок, замешивание бетона на кладбище, продажа книжек и работа в автосервисе.
- В моменты отчаяния как спасались?
- Усилием воли. Нет, ну бывало, что и запои возникали.
- И сколько самый долгий длился?
- 20 литров.
- А по дням?
- Не помню, круглосуточно. Пытался бороться, к наркологу ходил - мало
помогает. К сожалению, есть такой грех, я вот даже думаю в ╚анонимные
алкоголики╩ записаться. Но при этом еще со студенчества я пьяный не
играю. С похмелья бывает, но так, чтобы был выпивший перед спектаклем,
- никогда.
- Как вы оказались в принесшем всенародную славу сериале ╚Агент национальной
безопасности╩?
- Однажды позвонил другу детства, который писал сценарий, попросил
написать что-нибудь для меня. Герой-то - Андрей Иванович Краснов -
вообще прямая аналогия. Не могу сказать, что мы с ним похожи, но он
настолько пользуется ╚особенностями национального русского характера╩...
То есть, если можно не делать, то он не делает - все как полагается.
У нас ведь как? Ты посиди, может, само пройдет.
- А что вас может в краску вогнать?
- Не знаю, так не сообразить, что-то, наверное, может. Разозлить может
что-нибудь, изумление вызвать...
- И чему изумляетесь?
- Например, когда говорят, что Сорокин пишет порнографию. А я смотрю
на экран и вижу в чистом виде порнографию, когда выступает Петросян
или Степаненко. Это же разврат - людей низводят до уровня пещерного
юмора. Я в изумлении, не могу оторваться, когда это вижу, у меня начинают
волосы на голове шевелиться.
- Что для вас счастье?
- Не знаю. Периодически случаются такие мгновения, но, может, оно
и к счастью, что мгновения. Вечное счастье бывает только у идиотов.
Кирилл Рейн.
Фото Славы ГУРЕЦКОГО и Юрия ТРУНИЛОВА.
|